Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

среда, 14 июля 2010 г.

Отмена лицензирования -новый прожект МЗСЦ для здравоохранения

Что доктору прописали
Возможно, с 2013 года система допуска на рынок лечебных учреждений и аптек станет менее забюрократизированной. Вместо обязательного лицензирования медицинских услуг и фармацевтической деятельности правительство предлагает ввести декларирование, дополнив его "персональным" лицензированием врачей.
Экспертное сообщество обсуждает такую возможность уже довольно давно. Тем более что правительство настроено решительно: на днях предстоит обсуждать очередной пакет поправок в закон о лицензировании. В конце мая, как стало известно "РГ", премьер Владимир Путин дал поручение министерству здравоохранения и соцразвития подготовить необходимые изменения в законодательство, которые касаются перехода от лицензирования к уведомительному порядку в медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе в сфере высокотехнологичной медпомощи, производстве и обслуживании медицинской техники.

В то же время любые изменения в работе столь социально значимой сферы, как здравоохранение, вызывают повышенный общественный интерес. Еще бы! У нас и без того немало претензий к работе как государственных, так и частных клиник. И это при том, что действующая система лицензирования и регулярных проверок их работы вроде бы должна обеспечить жесткий контроль за качеством медуслуг...

Возникает вполне обоснованное опасение: если "суровые" лицензии заменят на "легкие" декларации, в прибыльный медицинский бизнес могут хлынуть малопрофессиональные люди.

В Минздравсоцразвития вчера "РГ" подтвердили, что такой переход действительно планируется, но произойдет это не ранее 2013 года. При этом "формальный" лицензионный контроль уступит место контролю "непосредственно процесса лечения".

"Декларация - это формализованная форма заявления, в которой указывается соответствие определенным стандартам, - пояснили "РГ" в министерстве. - Например, соответствие персонала необходимым квалификационным требованиям, помещения - санитарно-эпидемиологическим нормам, оснащенности отделений клиники - порядкам оказания медицинской помощи. При этом декларация обязательно проходит процедуру регистрации".

Получается, руководитель лечебного учреждения фактически дает письменные гарантии того, что его клиника будет работать так, как положено.

Но каким образом государство сможет контролировать эту работу? Сегодня проверяющие первым делом смотрят лицензию и в качестве критериев проверки используют лицензионные требования - выполняет их медучреждение или нет.

С самой организацией проверок в новой системе практически ничего не меняется. "Как только декларация попадает в базу данных - начинаются мероприятия по контролю качества, - говорят в минздравсоцразвития. - Уполномоченный надзорный орган в любое время может выйти на проверку учреждения".

А вот качество проверок изменится: работу врачей будут оценивать в соответствии со стандартами. На сегодняшний день, уточняют в министерстве, принято 24 порядка и разработано более 750 стандартов оказания медпомощи, и работа эта продолжается.

За рубежом лицензирование клиник в большинстве стран давно отменено. Там лицензируют непосредственно врачей - именно лицензия подтверждает их квалификацию и дает возможность работать, причем требования, например, к частнопрактикующим врачам намного более строгие, чем к медперсоналу больниц.

"Что касается лицензирования врачей - эту систему как раз сейчас продумываем, - подтверждает наш источник в Минздравсоцразвития. - Скорее всего ее внедрение будет отнесено на 2014-2015 годы". Предполагается, что при введении лицензирования требования к врачам будут более жесткими, чем при нынешней сертификации, кроме того, у врача появится и личная ответственность перед пациентом. Сейчас врач обязан минимум раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации, чтобы подтвердить или улучшить свою категорию и продлить действие сертификата на очередную пятилетку.

Что касается "личной ответственности" - в развитых странах уже давно работает система страхования ответственности врача. Но дело это недешевое: в частных клиниках стоимость страховки естественным образом войдет в прейскурант стоимости услуг. А вот в государственных клиниках, если такое страхование будет обязательным и всеобщим, страховку должно будет обеспечить государство. Как подобная система может "вписаться" в российские условия, мнения экспертов расходятся.

Впрочем, есть иной механизм, который в нашей стране пытаются применить в других сферах. Некоторые эксперты считают, что участие профессионального сообщества (нечто подобное СРО) можно ввести и в здравоохранении и частной медицине - например, лицензировать врачей-специалистов могут некие органы, созданные на базе нынешних общественно-научных объединений кардиологов, пульмонологов и прочих "узких" специалистов. Но есть и прямо противоположное мнение. В медицинском мире, как нигде, развито профессиональное "чувство локтя". Врачи практически никогда не критикуют даже явно ошибочные действия своих коллег. А потому исключать "сторонний" контроль исключительно "внутренним" вряд ли целесообразно.

Впрочем, в министерстве по этому поводу нам сообщили, что тема СРО в здравоохранении пока "даже не обсуждалась".
Ирина НЕВИННАЯ

Как вам это
Юрий Крестинский, директор Института проблем общественного здравоохранения:
- Не секрет, что функции госрегулирования в нашей стране раздуты, не случайно необходимость устранения излишних административных барьеров - одно из ключевых направлений в государственной политике. Что касается медицины, в этой области, безусловно, получение лицензий - крайне сложная процедура и для юридических лиц, и для частно практикующих врачей. Но, пытаясь эту систему "разрегулировать", необходимо помнить, что это чувствительная область. Здесь государство имеет полное право и даже обязано перестраховаться и не пускать процесс на самотек. Если проводить замену лицензирования декларированием аккуратно и грамотно, это вполне возможно: ведь подающая декларацию организация обязана выполнять все зафиксированные в ней условия своей работы, а также иметь документы, подтверждающие их соответствие принятым стандартам и нормам. Дальше уже задача инспектората следить, чтобы заявленное в декларации качество услуг удерживалось на должном уровне. Нужна также независимая экспертная система. В частности, служба патологоанатомических исследований должна быть отделена от лечебных учреждений, чтобы не зависеть от них. Важнейший момент - введение обязательного страхования профессиональной ответственности врача. Все это те необходимые шаги, которые должны быть сделаны еще до того, как отменять лицензирование.

Александр Саверский, президент Лиги пациентов:
- Лицензирование - единственный барьер, обеспечивающий безопасность пациентов. Ведь когда мы говорим о лицензировании, то имеется в виду и квалификация кадров, и требования к помещениям, в которых они работают, к оборудованию, к соблюдению санитарно-гигиенических условий и так далее. Отменить это все значит допустить к пациентам сомнительных людей, работающих в сомнительных условиях и с сомнительными целями. Ощущение такое, что мы оказались во власти заблуждения, вызванного опытом некоторых стран, где лицензирование отменено. Но забываем о том, что прежде чем отменить лицензирование, там была достигнута неотвратимость ответственности за нарушение прав пациента. Даже за малейшие нарушения следуют серьезные наказания. Вплоть до того, что нарушитель уже никогда не сможет работать в сфере медицинской помощи. У нас такого пока и близко нет.

Людмила Котик, главный врач Тульской областной детской больницы:
- Чем аукнется отмена лицензирования медицинской деятельности, пока однозначно сказать трудно. В принципе все зависит от совести руководителя медучреждения. Добросовестные люди как работали, так и будут работать. Для них это решение снимет ряд "немедицинских" проблем, связанных с оформлением большого количества бумаг. А те, кто наживается на здоровье людей, и в условиях лицензирования находили способы обходить законы. Человеческий фактор был, есть и будет, совесть - не законодательное понятие.

Максим Стародубцев, президент Ассоциации региональных медицинских страховщиков в Екатеринбурге:
- Если вводить такие изменения, то постепенно. Контроль резко осложняется, когда государство отказывается от регулирующих функций. Я врач, потому во всем, что касается медицинских вопросов, придерживаюсь принципа "не навреди". И с этой консервативной позиции государственное лицензирование медицинских услуг сейчас мне кажется наиболее надежным инструментом.

Сергей Степанов, директор и владелец стоматологической клиники, Пенза:
- Буду рад, если лицензии отменят. Во-первых, лицензирование отнимает у меня деньги: оно обходится в 35 тысяч рублей. Во-вторых - время: чтобы оформить лицензию на три года, тратишь шесть месяцев. Плюс раз десять ходишь к чиновникам: меняются документация, разные приказы. А за качество услуг после их отмены можете не беспокоиться: в стоматологии очень высокая конкуренция, будешь плохо лечить - останешься без денег.

Игорь Михайлов, руководитель аптечной сети, Саратов:
- Отмена обязательного лицензирования аптек и медицинских учреждений, на мой взгляд, не приведет к каким-то кардинальным изменениям. Считаю, что никакого прорыва в смысле создания особо благоприятных условий для предпринимателей не будет. Возможно, процедура открытия новых аптек упростится, но она не столь затруднена и сегодня. Все равно государство будет контролировать аптеки через Роспотребнадзор, а система лицензирования скорее всего заменится контролем со стороны саморегулируемых организаций. С другой стороны, не думаю, что ситуация ухудшится - если люди собираются заниматься недобросовестной конкуренцией на фармацевтическом рынке, они и сейчас это с успехом делают, оформив лицензию.

Григорий Каленов, руководитель Ульяновского центра защиты прав потребителей:
- Что касается отмены лицензии на продажу лекарств, то, на мой взгляд, это давно пора было сделать. В цивилизованных странах такого лицензирования давно нет, ведь по большому счету человеку главное, чтобы медикаменты были безопасными и использовались строго по назначению. Другой вопрос, как будет организован контроль за производством лекарств, который, несомненно, важен и нужен.
Российская газета 14 июля 2010 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий