Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

среда, 16 октября 2013 г.

Зарплаты врачей — вечная тема российского здравоохранения.

Вероника Скворцова: «Чтобы системно изменить ситуацию, нужно внести изменения в трудовое законодательство и нормативные акты»

Зарплаты врачей — похоже, вечная тема российского здравоохранения. По официальным данным, зарплаты медицинских работников неуклонно растут, а платежки врачей однозначно свидетельствуют об обратном. Об этом же говорит и массовый отток кадров из отрасли. Ситуацию комментирует Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.


— Вероника Игоревна, по официальным данным средняя зарплата врача выросла в 2013 году аж на 40% и составила 37 тысяч рублей. Однако сами врачи заявляют, что их зарплаты с 2009 года не поднимались, а кое-где даже падают в связи с системой штрафов…
Действительно, сейчас средние заработные платы врачей по каждому субъекту Российской Федерации ускоренными темпами растут, и это правда.
Об этом говорит не только наш собственный мониторинг, но и официальные данные Росстата. Мы в ежемесячном режиме ведем наблюдение за ситуацией. Росстат публикует данные каждый квартал.
Сегодня Минздрав РФ через систему ОМС имеет полный паспорт по выплатам заработных плат на 11,5 тысяч учреждений, которые работают по базовой программе ОМС.
И мы представляем себе, кто, сколько и по каким профилям получает.
Тем не менее, зарплата врачей — системная проблема. Сегодняшняя нормативна база устроена так, что основные полномочия по распределению фонда оплаты труда, который доводится сегодня до региона, осуществляются на региональном уровне, а затем — на уровне каждого лечебно-профилактического учреждения.
На сегодняшний день не существует таких нормативов труда, которые позволили бы уменьшить вариабельность заработной платы при выполнении одного и того же стандарта врачами или медицинскими сестрами одного и того же профиля и одного и того же функционала. 
И это большая проблема. В заработной плате медицинских работников базовый оклад составляет всего лишь 40%, а остальные 60% — это доли компенсационных и стимулирующих выплат.
Кроме того, каждый субъект Российской Федерации, его Тарифная комиссия, в зависимости от стратегии развития регионального здравоохранении, может решать по своему усмотрению, кому, как и сколько направлять средств.
Если, по мнению Тарифной комиссии, учреждение высокоэффективное, то сюда деньги нарастают иногда в 3–4 раза, при этом в другие лечебные учреждения идут с уменьшением. И поэтому возникают эти ножницы.
К тому же, информация доходит до СМИ тогда, когда платят меньше, чем ожидалось. Таких сигналов, на самом деле, не так много на 640 тысяч врачей в стране. Доля жалоб небольшая. Но это не значит, что мы не реагируем на эти жалобы.

Планируется ли в ближайшее время пересмотр действующих тарифов труда медицинских работников?
Последний раз нормативы труда медицинских работников принимались в начале 1980-х. Они не пересматривались более 30 лет.
В марте текущего года Минздрав РФ вместе с Министерством труда (которое отвечает за трудовое законодательство и любые нормативы в этом направлении), с профсоюзами, со всем медицинским сообществом, и со всеми 83 регионами начали работу по пересмотру нормативов труда медицинских работников.
К сентябрю мы подготовили систему и методологию пересмотра нормативов и формированию новой системы, которая фактически переформировывает функционал и врача, и медицинской сестры. И позволяет изменить временные нормативы на осмотр одного больного и в амбулаторном звене, и в стационаре.
В октябре в 10 субъектах Российской Федерации стартовали первые «пилоты». И у нас будет возможность посмотреть до конца года эту работу, а в начале следующего года — проанализировать ее.
Потому что ситуация в целом должна быть системно видоизменена, и тогда зарплата одного и того же специалиста не будет различаться в 7–9 раз в разных регионах.
По действующим законам, организация медицинской помощи — это полномочия субъекта Российской Федерации.
Сейчас у нас выстроены очень комформтные и конструктивные отношения с регионами, тем не менее, есть некие отличающиеся подходы, есть элементы субъективизма на местах. Сейчас проводится очень серьезная нормативная и методологическая работа, чтобы уменьшить этот субъективизм.

У Вас была идея: разместить на сайте Минздрава РФ данные мониторинга средних зарплат по каждому лечебному учреждению, чтобы врачи на местах могли контролировать правдивость тех данных, которые отсылают в министерства руководители их лечебных учреждений. Почему этот проект так и не заработал?
На сегодняшний день нам представляется, что это нецелесообразно.
Субъекты присылают нам средние показатели по региону. А страховые компании — детализированную информацию по каждому лечебному учреждению, которую они передают территориальным фондам ОМС.
У нас сейчас все эти данные есть. Люди знают, сколько они получают. Мы тоже знаем, сколько они получают. У нас работает Горячая линия, чтобы определенным образом на это влиять.
Для чего все это публиковать?
Все, что нам нужно знать, мы видим. Мы видим те нюансы, которые есть в каждом регионе. И там, где это носит какой-то вопиющий характер…
Кстати говоря, по рекомендации Минздрава России регионы вслед за Федерацией приняли ограничение в соотношении заработной платы руководителей и работающих. Это был очень важный шаг, потому что в ряде учреждений мы выявили действительно серьезные искажения, когда зарплата главного врача в десятки раз превышала зарплату остальных работников. Все это устранено, как и довольно большое количество прочих недостатков.
Тем не менее, у субъектов сейчас есть возможность делать это по своему усмотрению. Субъекты работают в рамках имеющегося на сегодня трудового законодательства, поэтому ничего инкриминировать и предписать им невозможно. Чтобы системно изменить ситуацию, необходимо внести изменения в трудовое законодательство и в нормативные акты.

Подготовила Светлана Белостоцкая
 Опубликовал в 16.10.2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий