Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

среда, 19 ноября 2014 г.

Сокращение расходов на медицину в 2015 году.

Требования выполнения майских указов президента Владимира Путина в 2015 году могут быть ослаблены.
 В принятом в минувшую пятницу во втором чтении проекте федерального бюджета на следующий год Минфин существенно сокращает объем дотаций регионам на поэтапное повышение оплаты труда бюджетников — учителей, врачей и вузовских преподавателей.

По данным "Ъ", приостановка майских указов может и не требовать формального объявления. Вернуться же к прежним темпам повышения зарплат сейчас планируется в 2016 году, хотя средства у Минфина на эти цели, скорее всего, появятся раньше.

Впервые о возможности приостановки выполнения указов президента в сентябре 2014 года упомянул министр финансов Антон Силуанов: чиновник допустил, что "темп роста зарплат в бюджетной сфере" может быть "несколько замедлен". Теперь решение принято окончательно, заявил "Ъ" источник в аппарате правительства, "но мы его официально никак не комментируем". "На государственном уровне принято решение об определенном торможении процесса повышения зарплат",— подтвердил "Ъ" ректор Высшей школы экономики, депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов. По данным "Ъ", комментарии к стратегии выполнения майских указов Владимира Путина могут появиться в послании президента Федеральному собранию в декабре, но в целом о приостановке указов может и не быть объявлено: технической необходимости у правительства и администрации в этом нет. Официально о каких-либо изменениях в режиме исполнения майских указов не сообщалось.

Владимир Путин сразу после инаугурации в мае 2012 года подписал пакет указов, касающихся социальной сферы. Согласно этим документам, уже с 2012 года зарплата учителей должна равняться средней по региону и не опускаться ниже этой планки. К 2018 году зарплата работников культуры и преподавателей колледжей должна достичь того же уровня, а у врачей, вузовских преподавателей и научных сотрудников — превысить среднюю по региону вдвое. Владимир Путин неоднократно заявлял, что за неисполнение этих требований грозит "публичная политическая персональная ответственность", администрация президента проводит постоянный мониторинг выполнения указов с июня 2012 главами регионов (см. подробнее "Онлайн").
 
Зарплаты упомянутым в майских указах бюджетникам начисляются в основном из муниципальных (врачи и учителя), в меньшей степени региональных (врачи, преподаватели) и ведомственных (преподаватели) бюджетов. 
Регионы получают из федерального бюджета дотации на эти цели. "Регионы, Минобрнауки, Минздрав, Минтруд и Минкультуры оценивают, сколько нужно дополнительных средств, после чего подают заявку,— так описал механизм собеседник "Ъ" в аппарате правительства.— 
Однако в этом году Минфин заявил, что не выделит денег на обеспечение роста зарплат по указам. Только средства для ежегодной индексации по инфляции — 5,5%".

С бюджетной точки зрения майские указы должны выполнять именно регионы, и недостаточность дотаций Минфина не означает, что губернатор не должен их найти самостоятельно — например, сокращением других расходов.
Кроме того, снижение темпов роста номинальных средних зарплат, с которыми сравниваются зарплаты врачей и учителей, частично сделает майские указы выполняемыми автоматически, без допфинансирования. Фактически о приостановке майских указов не нужно объявлять — достаточно и временного прекращения давления на регионы в этом вопросе или даже смягчения критериев выполнения указов, о чем губернаторы просили Кремль еще летом 2014 года (см. "Ъ" от 4 июля).

В части регионов уверены, впрочем, что майские указы уже приостановлены на 2015 год де-факто. "Я не готов это подробно комментировать, но сдвиг выполнения указов на год запланирован для того, чтобы пройти наиболее тяжелый кризисный период,— заявил "Ъ" господин Кузьминов после слушаний в Мосгордуме, посвященных столичному образовательному бюджету.— Средства на оплату труда бюджетников, упомянутые в указах, запланированы на 2015 год в том же объеме, что и в 2014 году, без прироста". Но, добавляет он, "у столицы есть возможность приостановиться" — "рост зарплат в коммерческом секторе тоже замедлится".

По данным Счетной палаты, объем федеральных дотаций по майским указам в 2014 году составлял 120 млрд руб., в том числе 20 млрд руб.— нераспределенный резерв. В проекте бюджета на 2015 год на те же цели выделено всего лишь 80 млрд руб., распределены только 60 млрд руб. "Существуют риски неполного выполнения задачи по повышению уровня оплаты труда",— предупреждают в Счетной палате.
Впрочем, доходы региональных бюджетов на 2015 год в момент составления бюджета (август-сентябрь 2014 года) планировались выше доходов этого года из-за восстановления налогов на прибыль и акцизов. Кроме того, исполнение майских указов может осуществляться и ростом зарплат при сокращении персонала школ и больниц — в Москве это происходит с 2013 года, пик оптимизации придется как раз на 2015 год.

Часть регионов уже готовится к приостановке майских указов. "Планы на следующий год у нас довольно скромные,— рассказал, в частности, депутат думы Чукотского автономного округа, попросивший не называть его имени в СМИ.— Мы уже решили, что в здравоохранении зарплаты повышать не будем, постараемся сохранить хотя бы нынешний уровень. В других сферах — аналогичные проблемы". Из федерального бюджета в этом году на Чукотку пришлось около 270 млн руб. дотаций, в 2015 году ожидается лишь 86 млн руб. Ситуация и в других регионах схожая. Санкт-Петербург в 2014 году должен получить 2,675 млрд руб., в 2015 году ждет лишь 1,293 млрд руб. Дагестан в этом году получил 1,862 млрд руб., а в следующем — только 1,172 млрд руб. Мордовии федеральный бюджет выделял 505 млн руб., теперь — 271 млн. руб. (полный список регионов и данные по ним опубликованы на сайте "Ъ").

Как сообщили "Ъ" в Минобрнауки, в рамках майских указов ведомство отвечает за повышение зарплат только "профессорско-преподавательскому составу вузов". "Ранее в федеральном бюджете были предусмотрены дополнительные 41,3 млрд руб. на 2015 год и 66,2 млрд руб. на 2016 год,— рассказывают в министерстве.— В проекте федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 года эти ассигнования были сокращены примерно на 21 млрд руб. ежегодно": то есть в 2015 году Минобрнауки получит вдвое меньше денег для выплаты зарплат. Чтобы изыскать средства, ведомство готовит "активные оптимизационные мероприятия, в том числе продолжение реструктуризации сети вузов".

Отметим, конструкция бюджета в 2015 году предполагает значительную свободу Минфина в предоставлении дополнительных трансфертов: только официальный резерв Минфина составляет, по словам замминистра Татьяны Нестеренко, 130 млрд руб. На практике он будет, видимо, не менее чем вдвое больше (см. "Ъ" от 17 ноября), то есть вернуться к софинансированию майских указов Кремль и Белый дом могут по ситуации.
Тем не менее неофициальная информация о том, что исполнение майских указов может быть отложено на год, уже вызвала у преподавательских профсоюзов намерение протестовать. Так, сопредседатель межрегионального профсоюза работников высшей школы "Университетская солидарность" Михаил Лобанов заявил "Ъ", что в конце 2014--начале 2015 года профсоюз планирует провести крупные протестные акции. "Мы намерены объединиться с медиками и школьными учителями, которые столкнулись с теми же проблемами, для совместных действий. Власти обозначили курс на сворачивание социальной сферы, вернуть ситуацию в сколько-нибудь нормальное русло сейчас можно только массовым коллективным протестом".
 
Распределение дотаций из федерального бюджета регионам на выполнение майских указов о повышении зарплат бюджетникам

Регион 2014 год 2015 год
Республика Адыгея 299,5 млн руб. 180,7 млн руб.
Республика Алтай 247,1 млн руб. 142,6 млн руб.
Республика Башкортостан 4,3 млрд руб.* 2,2 млрд руб.
Республика Бурятия 1,1 млрд руб. 768 млн руб.
Республика Дагестан 1,8 млрд руб. 1,1 млрд руб.
Республика Ингушетия 336,9 млн руб. 175,9 млн руб.
Кабардино-Балкарская Республика 630,1 млн руб. 407,1 млн руб.
Республика Калмыкия 195 млн руб. 119,2 млн руб.
Карачаево-Черкесская Республика 292,7 млн руб. 174,8 млн руб.
Республика Карелия 762,1 млн руб. 336,7 млн руб.
Республика Коми 1,1 млрд руб. 626 млн руб.
Республика Крым не выделялось 772,8 млн руб.
Республика Марий Эл 558,6 млн руб. 364,1 млн руб.
Республика Мордовия 504,5 млн руб. 271,5 млн руб.
Республика Саха (Якутия) 2,1 млрд руб. 1,1 млрд руб.
Республика Северная Осетия — Алания 617,6 млн руб.* 297,4 млн руб.
Республика Татарстан 2,3 млрд руб. 1,4 млрд руб.
Республика Тыва 447,2 млн руб. 260 млн руб.
Удмуртская Республика 1,2 млрд руб. 742,6 млн руб.
Республика Хакасия 533,4 млн руб. 351,3 млн руб.
Чеченская Республика 1,2 млрд руб. 709,9 млн руб.
Чувашская Республика 1 млрд руб. 688,9 млн руб.
Алтайский край 1,6 млрд руб. 1 млрд руб.
Забайкальский край 1,3 млрд руб. 872,5 млн руб.
Камчатский край 714 млн руб. 383,9 млн руб.
Краснодарский край 3,7 млрд руб. 2,2 млрд руб.
Красноярский край 3 млрд руб.* 1,7 млрд руб.
Пермский край 2,4 млрд руб.* 1,1 млрд руб.
Приморский край 2 млрд руб. 1,1 млрд руб.
Ставропольский край 1,9 млрд руб. 1 млрд руб.
Хабаровский край 1,5 млрд руб. 898,7 млн руб.
Амурская область 912,9 млн руб. 559,5 млн руб.
Архангельская область 1,7 млрд руб. 969,5 млн руб.
Астраханская область 679,5 млн руб. 345,4 млн руб.
Белгородская область 884,7 млн руб. 599,7 млн руб.
Брянская область 994,3 млн руб. 541 млн руб.
Владимирская область 1 млрд руб. 666,4 млн руб.
Волгоградская область 1,6 млрд руб. 1 млрд руб.
Вологодская область 1 млрд руб. 622,5 млн руб.
Воронежская область 1,4 млрд руб. 893,8 млн руб.
Ивановская область 747,9 млн руб. 455,8 млн руб.
Иркутская область 2,2 млрд руб. 1,2 млрд руб.
Калининградская область 716,6 млн руб. 482 млн руб.
Калужская область 657,9 млн руб. 371,1 млн руб.
Кемеровская область 2,1 млрд руб. 1,3 млрд руб.
Кировская область 1 млрд руб. 670,4 млн руб.
Костромская область 549,8 млрд руб. 310,4 млн руб.
Курганская область 774,7 млн руб. 437,2 млн руб.
Курская область 785,3 млн руб. 510,6 млн руб.
Ленинградская область 999,4 млн руб. 558,4 млн руб.
Липецкая область 715 млн руб. 446,8 млн руб.
Магаданская область 405,3 млн руб.* 228,7 млн руб.
Московская область 5,2 млрд руб. 2,5 млрд руб.
Мурманская область 956 млн руб. 598,2 млн руб.
Нижегородская область 2,59 млрд руб.* 1,3 млрд руб.
Новгородская область 472,1 млн руб. 288,5 млн руб.
Новосибирская область 2 млрд руб. 1 млрд руб.
Омская область 1,9 млрд руб.* 1 млрд руб.
Оренбургская область 1,5 млрд руб. 769,1 млн руб.
Орловская область 627 млн руб. 358,3 млн руб.
Пензенская область 968,2 млн руб. 570 млн руб.
Псковская область 547,2 млн руб. 301,9 млн руб.
Ростовская область 2,9 млрд руб. 1,9 млрд руб.
Рязанская область 812 млн руб. 380,2 млн руб.
Самарская область 1,6 млрд руб. 889,2 млн руб.
Саратовская область 1,6 млрд руб. 849,4 млн руб.
Сахалинская область 428,1 млн руб. 264,9 млн руб.
Свердловская область 2,8 млрд руб. 1,6 млрд руб.
Смоленская область 766,5 млн руб.* 375,5 млн руб.
Тамбовская область 712,5 млн руб. 450,8 млн руб.
Тверская область 1 млрд руб. 556,6 млн руб.
Томская область 1,1 млрд руб. 554,1 млн руб.
Тульская область 961 млн руб. 586,2 млн руб.
Ульяновская область 818,9 млн руб. 464,4 млн руб.
Челябинская область 2,9 млрд руб. 1,8 млрд руб.
Ярославская область 774,5 млн руб. 476,1 млн руб.
Санкт-Петербург 2,675 млрд руб.* 1,2 млрд руб.
Севастополь не выделялось 157,4 млн руб.
Еврейская автономная область 176,7 млн руб. 86,7 млн руб.
Ненецкий автономный округ нет данных 32,1 млн руб.
Ханты-Мансийский автономный округ 1,7 млрд руб.* 792,9 млн руб.
Чукотский автономный округ 270 млн руб.* 86 млн руб.
Байконур не выделялось 40,9 млн руб.
 
 
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2613201
*Данные о регионах, куда в течение года поступали дополнительные средства к выделенным ранее.
 
Как наказывали и грозили наказать за неисполнение майских указов
 
18 сентября 2012 года президент Владимир Путин раскритиковал проект бюджета на 2013–2015 годы, поскольку тот не позволял реализовать в полной мере майские указы. 19 сентября объявлен выговор трем министрам: главам Минрегиона Олегу Говоруну, Минобрнауки Дмитрию Ливанову и Минтруда Максиму Топилину. 17 октября Олег Говорун был отправлен в отставку. С двух других взыскание позже сняли.
В декабре 2012 года полпред президента Игорь Холманских раскритиковал челябинского губернатора Михаила Юревича за неисполнение указов президента, в том числе за низкие зарплаты в сфере образования. 15 января 2014 года Михаил Юревич покинул пост досрочно. Проблемы с исполнением майских указов назывались СМИ и экспертами в качестве одной из причин потери власти и другими губернаторами. В частности, главами Брянской области Николаем Дениным и Забайкальского края Равилем Гениатулиным.
7 мая 2013 года на совещании в Кремле Владимир Путин посетовал, что указы исполняются «на бумаге, а жизнь граждан не меняется». «Нужна публичная, политическая, персональная ответственность каждого из нас, в том числе каждого члена правительства»,— потребовал он. После совещания курировавший работу по контролю за исполнением указов вице-премьер Владислав Сурков покинул пост с формулировкой «по собственному желанию».

2 апреля 2014 года депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект, предлагающий дополнить статью 293 УК («Халатность») ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение президентских указов, поручений и распоряжений. В качестве наказания предлагался штраф до 200 тыс. руб. или лишение свободы до трех лет. В июне законопроект был отозван.
Авторы: Александр Черных, Вадим Вислогузов, Дарья Бурлакова, Дмитрий Бутрин; Роман Баданов, Анадырь
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2613180Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2613203
Ссылка на оригинал: http://www.kommersant.ru/doc/2613180

Комментариев нет:

Отправить комментарий