Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

вторник, 1 ноября 2011 г.

Россия – мы должны жить долго!

31.10.11 13:10 МСК
Яковлева: нет нужды доказывать, что профилактическая составляющая в сохранении здоровья становится все более актуальной

Сегодня, 31 октября, в рамках Всероссийского студенческого форума в г.Барнауле Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», куратор партийного проекта «Россия – мы должны жить долго!», заслуженный врач РФ Татьяна Яковлева провела круглый стол «Вуз здорового образа жизни». В ходе мероприятия, депутат Госдумы отметила основные этапы реализации партпроекта:

В среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет только 50-65%, а в период экзаменов и вовсе 18-22% от биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений и у студентов на протяжении 10 месяцев в году. К сожалению, и в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени.

В норме человек должен есть 3-4 раза в день. У студентов поесть раза два в день считается нормой. По данным соцопросов, 71% студентов отмечают, что не соблюдают режима питания; 9% питаются 1 раз в день, 60% -2-3 раза в день. А ведь если человек ест всего два раза в день, то, например, нарушения желчевыделения неизбежны, как следствие – заболевания желудочно-кишечного тракта.

Думаю, нет нужды доказывать, что профилактическая составляющая в сохранении здоровья становится все более актуальной. Формирование здорового образа жизни должно начинаться, можно сказать, с пелёнок, с детских дошкольных учреждений. Но форпост этой работы – школы и вузы. Только в детстве и юности можно дать знания, сформировать мотивацию,  привить навыки и других основополагающих  параметров морали  и  поведения, образа жизни человека дать. После 25 лет, как правило, их уже не сформируешь.

И, осознавая это, мы сделали целевой аудиторией нашего партийного проекта «Россия: мы должны жить долго!» именно молодежь и студенчество, как молодежную аристократию.

В ходе реализации проекта мы пришли к ошеломляющему выводу: нет понятийного аппарата, не разработана единая Концепция по формированию здорового образа жизни, не создана научная база, и существенный недостаток методических пособий.

Поэтому в рамках проекта мы, совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Минздравсоцразвития, начали большую научную работу, в рамках которой уже подготовлен сборник трудов, обобщающий опыт работы образовательных учреждений страны по формированию здорового образа жизни у детей и молодежи в Российской Федерации. В качестве одного из этапов данной работы мы провели анкетирование среди более чем 300 вузов.

Анализ анкетирования выявил что: во многих вузах отсутствует объективная статистическая информация о студентах-курильщиках и наркоманах, о степени алкоголизации студенческой среды, не во всех вузах ведётся достоверное статистическое наблюдение за  уровнем физического состояния и заболеваемости среди студентов, крайне низкая личная мотивация студентов к посещению вузовских спортивных объектов определяется их недостаточным количеством и укомплектованностью.

Актуальным в плане оздоровления является возможность отдыха студентов и преподавателей в спортивно-оздоровительном лагере (санатории-профилактории) ВУЗа, которые имеют чуть более половины вузов- участников опроса - 54%.

Треть опрошенных отметили отсутствие спортивно-оздоровительных объектов. 

Лучше всего оснащены технические вузы: 72,7% имеют спортивные лагеря, причем, в каждом втором (т.е. у 50%) кроме спортивного лагеря имеется собственный студенческий профилакторий. А наиболее неблагоприятная ситуация складывается в медицинских вузах: 37% не имеют оздоровительных объектов.

И это подтверждается данными исследования физической активности студентов медицинских вузов - только 9% активно занимаются спортом и всего 29% (то есть меньше одной трети) занимаются физкультурой.

Бассейны имеют меньше 30% из участвовавших в опросе высших учебных заведений, тренажерные залы - меньше 50%. Кроме того, около 20% их арендуют, а почти 5% и вовсе не имеют! То есть четверть вузов не имеют собственных спортивно-оздоровительных площадок!

Также неотъемлемым направлением деятельности вуза по здоровому образу жизни должна быть профилактическая работа. Прежде всего, это касается доступности медицинской помощи, ее максимальной приближенности к образовательному учреждению, а также улучшения взаимодействия между поликлиникой и вузом.

Наш опрос показал, что только у 66,2% вузов имеется собственная поликлиника, 18,5%  пользуются услугами межвузовской поликлиники, а у 15,3% опрошенных  она вообще отсутствует.

Необходима разработка государственного стандарта формирования у детей и молодежи ориентации на здоровый образ жизни. Например, в школах нам удалось добиться введения 3-го урока физкультуры, а в вузах физкультура идет только 1-2 семестра. Ситуацию усугубляет тот факт, что во многих вузах была разрушена инфраструктура, позволявшая вовлекать студентов в занятия физкультурой и спортом и оздоровительную работу, в каждом третьем вузе закрылись летние спортивные и оздоровительные лагеря и так далее. В таких условиях не приходится говорить о массовом вовлечении студентов в спортивную жизнь.

Очень важным является вопрос кадров. Для  того, чтобы обеспечить работу по формированию правильной физической культуры, необходимы профессиональные кадры. А их не хватает, они не заинтересованы в работе в учебных заведениях. Поэтому, считаю, что сокращения наборов студентов в гуманитарные вузы не должны касаться наборов в физкультурные вузы и факультеты!

Следует обратить внимание на работу врачебно-физкультурных диспансеров. Они должны стать лечебно-профилактическими центрами, в которых должны проходить регулярный мониторинг нынешние, будущие и бывшие спортсмены. Но самое главное, необходимо, чтобы диспансеры мониторировали эффективность занятий физкультурой в школах и вузах, в целом контролировали организацию физвоспитания в образовательных учреждениях.

Кроме того, не надо забывать, что и массовая физкультура и спорт должны сопровождаться врачебным контролем. Поэтому считаю, что вопрос восстановления системы врачебно-физкультурной службы, поднятия ее престижа, заслуживает самого пристального внимания.

Следующее направление концепции – это работа по формированию у детей и молодежи установки на здоровый образ жизни средствами массовой пропагандистской работой, начиная с дошкольного возраста.

И еще одно направление Концепции – это формирование у студентов и школьников установки, что его здоровье – это базовая ценность его успеха на всю дальнейшую жизнь. И здесь, я считаю, свою роль должно сыграть студенческое самоуправление. Именно вам под силу создать атмосферу признания и уважения для тех  студентов, кто добивается успехов в спорте, в творческой самореализации, кто преодолел себя и отказался от вредных привычек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий