Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

среда, 8 декабря 2010 г.

В.В.Путин о реформе здравоохранения РФ в ближайщие годы

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл видеоконференцию по программам модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа на 2011-2012 годы.
Во вступительном слове В.В. Путин отметил:
«Мы последовательно ведём работу, направленную на развитие здравоохранения, на повышение качества и доступности медицинских услуг. Недавно сделан ещё один важный шаг: принят новый закон «Об обязательном медицинском страховании». Это действительно важный шаг - без него невозможно было реализовывать наши программы по развитию здравоохранения, о которых мы договаривались, но это в то же время означает, что мы фактически подошли к той черте, за которой нужно совершать конкретные действия. Создан на сегодня чёткий механизм обеспечения и реализации государственных гарантий на получение гражданами бесплатной медицинской помощи. Подчеркну: достойной и качественной медицинской помощи – такой во всяком случае она должна быть.
С 1 января 2011 года мы запускаем региональные программы модернизации здравоохранения. Будем приводить в порядок больницы и поликлиники, оснащать их новым оборудованием, внедрять современные технологии и стандарты оказания медицинской помощи. Появятся дополнительные возможности для увеличения заработных плат медицинских работников.
То, как на местах идет подготовка региональных программ, недавно обсуждалось и на совещании в Иванове. Однако, учитывая важность, масштаб вопросов и проблем, которые мы обсуждаем, мы будем ещё не раз возвращаться к этой теме. Средства, которые выделяются на эти цели, очень значительные, и они должны быть потрачены рационально. Сегодня проанализируем работу над региональными программами вместе с главами субъектов Российской Федерации. Речь идёт сегодня о Северо-Западном федеральном округе. Уделим особое внимание ситуации в Калининградской области.
Такая региональная привязка позволяет почувствовать реальные проблемы, с которыми сталкивается каждый субъект Российской Федерации. Кроме того, все мы понимаем, что Калининградская область – это всё-таки особый регион, анклав. Здесь лечебные учреждения должны по максимуму предоставлять все виды услуг, причём на самом высоком уровне, потому что выезжать за пределы порой пока неудобно, да и дороговато. В прошлом году в Калининградской области был открыт перинатальный центр, в следующем – завершится строительство федерального центра сердечно-сосудистой хирургии.
Всего в рамках нацпроекта «Здоровье» области выделено 455,8 млн рублей. На оснащение перинатального центра из федерального бюджета выделено 635 млн рублей, на строительство Центра сердечно-сосудистой хирургии – 2,3 млрд рублей.
На средства, выделенные области в рамках нацпроекта «Здоровье», были повышены заработные платы медицинским работникам первичного звена, поставлено более 100 машин скорой помощи, в том числе для оказания экстренной помощи на дорогах.
Отмечу: начиная с 2005 года в Калининградской области почти на 30% выросла рождаемость и почти на 20% снизилась смертность, а среди граждан трудоспособного возраста она снизилась на 38%. Это хорошие показатели. И тем не менее значительное количество жителей Калининградской области недовольны областным здравоохранением. И я их понимаю: понятно почему.
По имеющейся информации, большинство областных медицинских учреждений нуждается в капитальном ремонте или даже в полной реконструкции. Не хватает современного оборудования, а часто и самих врачей и медицинских сестер. Регион занимает предпоследнее место в стране по обеспеченности медперсоналом, и региональная программа как раз призвана эффективно решать все эти проблемы.
В этой связи хотел бы сказать об общих системных недоработках, которые проявились в ходе подготовки программы. Посмотрел цифры по Северо-Западному федеральному округу: объём запрашиваемого регионами финансирования, федерального финансирования – более 140 млрд рублей.
Если мы - я думаю, что всем понятно, - отдадим почти четверть одному федеральному округу, остальным что достанется? Во-первых, нужны реалистичные расчёты, а во-вторых, у программы должно быть адекватное региональное софинансирование.
Далее. У программы три ключевых направления. Ещё раз их назову: это улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, информатизация медицинского обслуживания населения и финансовое обеспечение стандартов оказания медицинской помощи. Распределение ресурсов по всем этим направлениям должно быть сбалансировано.
Что мы видим на деле? Почти 70% средств планируется направить на текущий и капитальный ремонт медицинских учреждений, на закупку оборудования, а на внедрение, скажем, современных стандартов медпомощи заложено лишь около четверти от общего объёма. Некоторые регионы вообще оставили данное направление без финансирования.
В Ненецком автономном округе, например, деньги на эти цели в программе просто не предусмотрены.
Вызывает вопросы и тот факт, что на информатизацию медицины выделяются деньги по остаточному принципу, в целом по Северо-Западному федеральному округу – лишь 4,2%.
Просил бы ещё раз внимательно проанализировать все статьи расходов, а в ряде случаев вообще переработать соответствующие разделы программы.
Также необходимо определить. какие больницы и поликлиники будут отремонтированы и какое оборудование необходимо будет закупить.
Естественно, в первую очередь надо проанализировать структуру заболеваемости, чтобы усилить возможности здравоохранения на тех направлениях, которые особенно востребованны.
Вы знаете, что в своем послании Федеральному Собранию Президент особое внимание уделил проблемам детства. 25% от общего финансирования, которое мы предусмотрели на реформу здравоохранения, должно пойти на решение проблемы обеспечения здравоохранения детей.
Вместе с тем в каждом отдельном субъекте Федерации эти проблемы решались до сих пор по-разному. И в каждом субъекте Федерации необходимы разные деньги на решение этих проблем. И тем не менее эта проблема является одной из наиболее приоритетных. Прошу на это обратить внимание.
Прошу также особое внимание уделить кадрам – подготовке и переобучению врачей и медицинского персонала, создать для медиков достойные условия работы, в том числе и по оплате труда.
Например, в Калининградской области зарплата врача зачастую в 3, а то и 5 раз ниже, чем у руководства медицинских учреждений, порой даже меньше, чем у работников вспомогательных подразделений. И, безусловно, это несправедливо!
С таким подходом нельзя сформировать крепкие и профессиональные врачебные коллективы, а значит, в конечном итоге страдать будут пациенты.
Поэтому прошу Министерство здравоохранения и соцразвития ещё раз проанализировать ситуацию с оплатой труда в системе здравоохранения как в Калининградской области, так и в целом по стране».
Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. А. Голикова, обращаясь к участникам совещания, обратила внимание на то, что за месяц, прошедший со времени последнего подобного совещания в Иваново, программы модернизации здравоохранения представили все регионы Российской Федерации: «Важно отметить, что регионы на основе той информации, которую они получили, получили для себя, в общем, неоценимую информацию о состоянии здравоохранения на всех его уровнях. Анализируя объёмы средств, которые представили на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения регионы Российской Федерации, хочу сказать, что на первом этапе регионы Российской Федерации предусмотрели на реализацию программ на два года 1 трлн. 145,4 млрд. рублей. При этом 788 млрд. рублей они запросили из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то есть это примерно в 1,7 раза больше, чем те средства, которые у нас сегодня запланированы на два года в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
Особое внимание Т.А. Голикова уделила вступающему в силу с 1 января 2011 года новому закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: «Закон комплексный, поэтому принято решение о поэтапном введении его норм с 2011-го по 2015 год. Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в области обязательного медицинского страхования. 2011 год – льготный год. Субъекты Российской Федерации вправе сами принять решение – с 2011 года по-новому осуществлять это разграничение или с 1 января 2012 года. Переходный год, все принимают решение самостоятельно, и это была просьба регионов Российской Федерации. Второе. В соответствии с новым законодательством базовая программа обязательного медицинского страхования будет финансироваться за счёт субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. 2011 год является переходным, все средства сохраняются в регионах Российской Федерации и программа финансируется, как финансировалась в 2010 году.
С 2012 года устанавливается пока неполный размер субвенций, поскольку мы не переходим на полный тариф и еще реализуем программу модернизации. С 2013 года и далее мы выходим на полноценный расчет субвенций на реализацию базовой программы. И, переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу пойдет с 2013 года. В течение 2011 и 2012 годов субъекты вправе самостоятельно принимать решение: сохранять им финансирование через систему ОМС по сегодняшним 5 статьям или постепенно включать учреждения в финансирование по полному тарифу.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения по закону в 2011 году устанавливаются на уровне 2010 года. В первом полугодии 2011 года мы должны принять федеральный закон, который поэтапно установит единый на территории Российской Федерации тариф на неработающее население.
Выбор страховой медицинской организации и выбор медицинской организации начинается уже с 2011 года. Понятно, что в 2011 году наши граждане воспользуются, скорее всего, теми страховыми и медицинскими организациями, в которых они были и в 2010 году, но уже в 2011 году для целей 2012 года этот выбор будет осуществлен. И для этого нам предстоит в первом квартале принять закон «Об основах здравоохранения в Российской Федерации». Он сейчас проходит заключительное согласование, как положено по плану законотворческой деятельности, и в Правительство будет внесен, я надеюсь, в декабре.
Следующее – это участие всех медицинских организаций, не только государственных, но и частных, в системе обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение скорой медицинской помощи в систему ОМС должно войти в 2013 году, и финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи должно войти в систему ОМС с 2015 года. Сроки отложены, поскольку предстоит достаточно серьезная подготовка по включению этих видов медицинской помощи в систему ОМС.
Это те основные изменения, которые ждут систему здравоохранения. Не все конечно, но основные, которые нам предстоит реализовывать с 2011 года».
В заключительном слове В. В. Путин подчеркнул, что в текущем году во всех субъектах Российской Федерации на здравоохранение будет израсходовано примерно 658 млрд. рублей. На ближайшие два года запланированы расходы в 2 трлн. 200 млрд. рублей, еще 400 млрд. рублей на нужды федеральных центров здравоохранения. Это значит, что финансирование отрасли увеличивается более чем в 2 раза.
Также Председатель Правительства Российской Федерации обратил особое внимание на необходимость повышения заработных плат людей, которые работают в системе здравоохранения: «У нас в системе здравоохранения России трудятся 3,1 млн. человек. Вместе с членами семей это почти 10 млн. человек. И конечно, в рамках модернизации системы здравоохранения мы не должны забывать этих людей, должны помнить об их материальном благосостоянии. И при разработке структур стандартов расходов в стационаре, в амбулаторном звене, мы увеличиваем расходы тоже существенным образом на ближайшие два года. В первом случае примерно 76 млрд. дополнительно направляем, во втором – 60 млрд. Автоматически должна расти и заработная плата сотрудников, которые работают в учреждениях медицины Российской Федерации. На это прошу тоже обратить серьёзное внимание».

Комментариев нет:

Отправить комментарий