Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

вторник, 22 июня 2010 г.

Памятка ФФОМС правах застрахованного по ОМС

Лицензия на болезнь
Накануне реформы системы ОМС, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС) в мае представил "Памятку застрахованному в системе обязательного медицинского страхования", призванную шире информировать население о собственных правах. Страховщики признают, что их клиенты недостаточно ознакомлены с возможностями, которые дает полис ОМС. Например, несмотря на то, что страховка имеет межрегиональное действие, за помощью обращается всего 5-10% клиентов, застрахованных в другом регионе, а лечащего врача и медучреждение самостоятельно выбирают и вовсе единицы.
В фонде ОМС считают, что страхуемые не в полной мере используют свои возможности по получению обязательных медицинских услуг, и выпустили дополнительную популяризирующую листовку. В ней говорится, что по полису ОМС граждане могут получить медицинскую помощь в любом субъекте Российской Федерации. "В страховую компанию или территориальный фонд ОМС с любым вопросом или жалобой человек может обратиться не только по месту оформления полиса, но и в любом российском городе, где у него возникли трудности. Помощь должна быть оказана там, где она необходима пациенту, а оплата медицинских услуг страховой компанией проводится по месту страхования", — пояснила начальник управления организации ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук. Тем не менее страховщики, независимо от величины компании и охвата филиальной сети, нечасто сталкиваются с иногородними.

Директор по маркетингу страховой группы АСК Татьяна Долинина говорит, что примерно 10% всех обращений — от иногородних граждан России и граждан СНГ, 90% — от жителей Петербурга. По оценкам Федора Михайлова, директора петербургского филиала СМК "РЕСО-Мед", в целом в Санкт-Петербурге примерно 6% всей медицинской помощи оказывается иногородним пациентам. "Соотношение обращений граждан за медицинской помощью по полису ОМС, полученному в Петербурге и по полису, полученному в ином субъекте Федерации, составляет 4 процента, — говорит заместитель генерального директора РОСНО-МС Юрий Бондарев. — Обращения в компанию за консультацией граждан, получивших полис не в Петербурге, носят единичный, случайный характер". Генеральный директор ООО "СК "Медэкспресс плюс"" Ольга Кузнецова рассказала, что в компанию обращаются только те граждане, которые получали полис ОМС именно этой компании. "Это связано с тем, что на полисе ОМС указан телефон и адрес страховой компании, которая выдавала полис, поэтому граждане в основном обращаются в свою страховую компанию", — объясняет она.

В памятке говорится, что каждый обладатель полиса ОМС имеет право не только на выбор страховой компании и лечебного учреждения, но и конкретного специалиста. Страховщики признают, что это если первое — случай не редкий, то второе встречается гораздо менее часто. "Обращаются довольно часто, в основном по поводу смены поликлиники, — говорит Татьяна Долинина. — Масса людей живет не по месту регистрации, люди переезжают и так далее. Компания никаких дополнительных затрат в связи с этим не несет, сотрудники осуществляют переприкрепление застрахованного к другой поликлинике. По поводу отдельных специалистов обращений мало". Ольга Кузнецова говорит, что замена лечащего врача (специалиста) по сравнению со сменой медучреждения встречается намного реже и, как правило, этот вопрос решается с руководством медицинского учреждения. По ее словам, в 2009 году в РОСНО зарегистрировали всего 48 обращений, связанных с выбором врача, и 695 — с выбором лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ).

За 2009 год ФФ ОМС, территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями рассмотрено 15,8 млн обращений. 86,3% от общего количества обращений составляют заявления о выдаче или обмене медицинского полиса. В ФФ ОМС говорят, что если застрахованный получает отказ в предоставлении бесплатных медицинских услуг или испытывает трудности с получением полиса ОМС, то его интересы призван защитить межрегиональный координационный совет по организации защиты прав граждан в системе ОМС. По словам Светланы Кравчук, сегодня координационный совет или коллегиальные структуры, выполняющие аналогичные функции действует в 80-ти субъектах России. В их состав входят представители уполномоченных по правам человека, представители системы здравоохранения, медицинских страховых компаний, и научных организаций.

Координационный совет отмечает постепенное снижение количества жалоб. В 2009 году было зарегистрировано 70 344 жалобы, или 0,5% от общего количества обращений, в 2008 году жалобных обращений было 86 708, что составило 0,7%. Наибольший процент жалоб приходится на вопросы взимания денежных средств за медицинскую помощь и лекарственные препараты по программам ОМС, условия организации работы медицинских учреждений, сроки ожидания поликлинической и стационарной медицинской помощи, лекарственное обеспечение, и отказы в медицинской помощи.

В страховых компаниях уверяют, что до разбирательств и экспертиз этим органом дело не доходит. Татьяна Долинина говорит, что случаев обращений в межрегиональный координационный совет не было, жалобы, поступившие в компанию, разбираются достаточно быстро без привлечения МКС. То же самое говорит и Юрий Бондарев: "Обращений в межрегиональный координационный совет не было. Все вопросы решаются на уровне компании. В 2009 году в компанию поступило 9 580 обращений, связанных с защитой прав застрахованных. Основные причины жалоб связаны с организацией работы ЛПУ (4 375 обращений) и взиманием денежных средств (609 обращений). Петербургским филиалом ОАО "РОСНО-МС" в 2009 году возмещено 90 422 руб. неправомерно понесенных расходов в досудебном порядке", — говорит он.

"В компании создан отдел по защите прав застрахованных, специалисты которого оказывают необходимые консультации по вопросам бесплатного получения медицинских услуг, замены или восстановления страхового полиса, рассказывают о медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС, помогают поменять поликлинику или выбрать стационар, — говорит Ольга Кузнецова. — Юристы помогают в досудебном разрешении спора, а в случае необходимости напишут исковое заявление и примут участие в судебном процессе". По словам директора управления медицинского обеспечения филиала ООО "Росгосстрах" в Петербурге и Ленобласти Виктора Посохова, в 2009 году количество обращений по филиалу в МКС было небольшим — около 100, выплачено было около 35 тыс. руб.

В целом, по мнению страховых компаний, подготовленная памятка должна помочь потребителю медицинских услуг по ОМС. "Если памятка будет реально доведена как до большинства застрахованных граждан, так и до сотрудников поликлиник и стационаров, то она будет очень полезна. К сожалению, знания и тех и других о системе ОМС сейчас явно недостаточны", — сетует Татьяна Долинина из АСК. Ольга Кузнецова считает, что памятка должна помочь получить страхуемым и застрахованным гражданам ответы на вопросы, которые могут возникнуть при реализации своих прав на получение бесплатной медицинской помощи: что делать, если нарушают твои права и требуют денег, как получить или поменять полис ОМС, какие виды медицинской помощи можно получить, в каких медицинских учреждениях.

По мнению Виктора Посохова, памятка ФОМС положительно скажется на получении медпомощи в других регионах России, так как она содержит ответы на многие вопросы страхователей, а также перечень и контакты территориальных фондов ОМС субъектов РФ. "В Санкт-Петербурге же информированию населения всегда уделялось большое внимание, страховые медицинские организации (СМО) и ТФ ОМС постоянно проводят "агитационную" работу: изготавливаются и распространяются памятки, плакаты, листовки с достаточно полным описанием всех нюансов услуг по ОМС, созданы консультативные пункты, представительства СМО в лечебных учреждениях", — отмечает Виктор Посохов. Впрочем, Юрий Бондарев считает, что памятка ФФ ОМС принципиально не изменит ситуацию, а только увеличит объем бумажной работы.

КоммерсантЪ 21июня 2010г

Комментариев нет:

Отправить комментарий