Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

вторник, 20 апреля 2010 г.

Добровольное медицинское страхование

Финанс., 22 марта 2010 г.
Страховой медицине прописали сокращение
Работодатели сокращают расходы на медицинское страхование сотрудников, а клиники повышают свои расценки, страховщики строят собственные медцентры. Финансовая конструкция ДМС, похоже, теряет устойчивость.
В этом году компания «Эрго Русь», входящая в тридцатку крупнейших страховщиков на рынке добровольного медицинского страхования, объявила, что сворачивает массовые программы ДМС. Как сообщил «Ф.» генеральный директор страховщика Александр Май, этот бизнес становится все более убыточным, компания не может перекладывать рост цен на медицинские услуги на своих клиентов. Правда, «Эрго Русь» полностью из «медицины» не уйдет, она будет развивать более прибыльные VIP-программы. Речь идет об организации лечения за рубежом – в Германии, и, возможно, Израиле. Александр Май считает этот сегмент рынка еще свободным, а спрос видит со стороны топ-менеджеров крупных российских корпораций.
В целом же ДМС приносит страховщикам все больше убытков. По данным Росстрахнадзора, в прошлом году компании собрали по этому виду 74,7 млрд рублей, а выплатили 63,4 млрд. Такого высокого коэффициента выплат – почти 85% – нет, пожалуй, ни в каком другом сегменте этого рынка. Страховщики, по их собственному признанию, оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, на них давят клиенты, которые стремятся минимизировать свои расходы, с другой – лечебные учреждения, которые не хотят упускать прибыль из-за оттока клиентов, а потому и накручивают цены на лечение. «ДМС еще до кризиса был низкомаржинальной линией бизнеса. Кризис и вызванные им процессы на рынке негативно повлияли на рентабельность в сегменте», – говорит исполнительный вице-президент группы «Ренессанс-страхование» Сирма Готовац. Как считает Александр Май, в лучшем случае страховые компании в прошлом году вышли в ноль, но большинство, скорее всего, понесли убытки.

В поисках «эконома»

ДМС в России с самого начала развивалось как корпоративное. Еще несколько лет назад оно было привилегией крупных холдингов – тысячи своих сотрудников они страховали «оптом». Со временем покупать медицинские полисы стали средние и даже небольшие компании. Страховщики шли навстречу: чем больше коллектив, чем шире набор услуг – тем выше скидки. Полис для корпоративного клиента в итоге стоил как минимум вдвое дешевле, чем для клиента-индивидуала. Выгода была взаимной. Страховщикам это гарантировало массовый приток не особенно требовательных клиентов, невысокую убыточность, да и не было мороки с капризными «частниками». Работодателям позволяло за сравнительно небольшие деньги повышать лояльность сотрудников. Так и развивался рынок ДМС – рос ежегодно на 20–25% за счет корпоративных клиентов и полисов с в общем-то посредственным покрытием.
Но в 2008-м компании начали ужимать бюджеты на страхование. Не переломили ситуацию и законодательные поправки, позволившие увеличить расходы работодателя на ДМС с 3 до 6% от фонда заработной платы без дополнительной налоговой нагрузки. По данным исследования, проведенного группой «Ренессанс-страхование» и компанией Head Hunter, более трети (35%) опрошенных работодателей, предоставляющих своим сотрудникам соцпакет, отказались от ДМС. Да и число компаний, имеющих в арсенале этот пакет, в прошлом году уменьшилось – 11% работодателей в кризис от него вовсе отказались.
Те же руководители, которые по-прежнему приобретают медицинскую страховку для сотрудников, пересмотрели свои расходы. Примерно каждый третий ужал бюджет. Согласно результатам опроса, 11% компаний сократили затраты на ДМС за счет отдельных категорий персонала, 24% уменьшили стоимость страховки для всех сотрудников. Экономить удавалось главным образом за счет пересмотра списка клиник и отказа от дорогих опций. «Тем не менее, среднее количество услуг, входящих в программу ДМС, не изменилось по сравнению с 2008 годом», – комментирует Сирма Готовац.
Что любопытно, инициаторами страхования нередко выступали сами сотрудники. «Если компания не может обеспечить их полисами ДМС, они объединяются в группы, просят работодателя выступить страхователем, сами вносят деньги. Если не удается уговорить руководство, они заключают индивидуальные договоры, обычно с сокращенной программой», – рассказывает руководитель департамента развития ДМС компании «Макс» Татьяна Горожанкина.
Очевиден и другой факт – кризис способствовал перераспределению клиентов на рынке медицинского страхования. «С начала прошлого года клиенты-юрлица, напуганные ситуацией на страховом рынке, переходили из небольших компаний в более крупные и надежные. В итоге мелкие страховщики пострадали, а крупные в некоторых случаях даже нарастили свою базу», – уточняет начальник управления продуктов медицинского страхования «Ресо-гарантии» Марина Черноморова. Нарастить клиентскую базу многим лидерам, действительно, удалось. Но вот показатели средней премии почти у всех сократились. Ведь чтобы максимально удовлетворить потребности корпоративных клиентов, страховщики вынуждены были спешно разрабатывать эконом-программы. «Если в прошлом компании, продлевающие договоры, готовы были расширять покрытие и платить больше, то теперь все ищут наиболее экономные варианты», – уточняет Марина Черноморова. По ее словам, самый экономный вариант полиса ДМС от «Ресо» обойдется небольшой компании в 5,5 тыс. рублей на одного сотрудника. Естественно, на базе недорогих клиник с минимальным набором услуг. Впрочем, это не самый дешевый вариант. Стоимость полиса варьируется сегодня в пределах от 400 руб¬лей до нескольких сотен тысяч, в зависимости от объема программы и лечебной базы.
Но падение сборов по ДМС – только полбеды. Гораздо сложнее справиться с растущими выплатами. Эксперты говорят об увеличении числа обращений и росте средней стоимости оказанных услуг. «Стресс, вызванный кризисом и провоцирующий рост заболеваемости, неуверенность в завтрашнем дне и в том, что работодатель продлит полис, вынудили людей уделять больше внимания своему здоровью и чаще обращаться к врачам. С другой стороны, финансовые проблемы у некоторых клиник и отток клиентов усилили проявления гипердиагностики и избыточного лечения», – комментирует Сирма Готовац. По ее оценкам, выплаты по личным видам страхования в среднем по рынку возросли в прошлом году почти на 20%, а сборы снизились примерно на 10%.

Диктатура клиник

Взаимоотношения страховщиков и медицинских центров всегда были далеки от идеала. Дефицит качественных лечебных учреждений, отсутствие конкуренции на этом поле приводит к тому, что клиники диктуют свои условия. В итоге цены на обслуживание постоянно увеличиваются, а качество и уровень сервиса как минимум не повышаются. «Рыночная медицинская инфляция в России ежегодно превышает 25–30%. Это очень высокие показатели. В Германии медицинская инфляция тоже есть, и она примерно вдвое выше обычной. Но она держится в пределах 6–7%», – уточняет Александр Май. При этом само оснащение российских клиник, по его словам, значительно ниже европейских стандартов.
Еще более впечатляющие цифры приводит эксперт «Ренессанс-страхования». «Раньше лечебные учреждения поднимали цены в среднем на 15–20% в год. Но крупным страховым компаниям удавалось удерживать рост тарифов на уровне 10%. Однако в кризис некоторые медучреждения увеличили стоимость своих услуг на 50–100%», – сообщила Сирма Готовац.
Некоторые медицинские центры искусственно завышают стоимость лечения. «Чаще всего с целью увеличения общего счета назначают максимально возможное количество исследований и дополнительные посещения специалистов, которые с медицинской точки зрения не являются необходимыми», – рассказывает Татьяна Горожанкина. По ее словам, нередко в медицинскую карту записывают процедуры и медицинские манипуляции, которые не были проведены. Практикуется повторное выставление счетов, завышение тарифов при калькуляции счетов за оказанные медицинские услуги, превышение длительности пребывания в стационаре, непрофильная госпитализация с более высокой стоимостью лечения, необоснованная госпитализация в стационар, тогда как есть показания к амбулаторно-поликлиническому лечению.
«Унифицированных тарифов на ДМС сегодня нет, каждая клиника сама диктует цены», – говорит Александр Май. Он убежден, что исправлять ситуацию необходимо на законодательном уровне, ценообразование в медцентрах следует не только контролировать, но и приводить к единым стандартам. Клиники должны знать, за что они могут брать деньги, а за что нет. Наконец, необходимо легализовать все те доплаты, которые существуют сегодня в ОМС. «Пока клиники занимаются бизнесом, нормальной медицины мы не увидим», – убежден он.
На все руки страховщик
Впрочем, не все страховщики готовы ждать, когда государство наведет порядок в медицине и отрегулирует ценообразование. Кое-кто решается на самые затратные шаги – создает собственные медицинские центры. Их логика понятна – так можно разрушить ценовой диктат, установить современные стандарты качества, обеспечить хороший сервис и, главное – контролировать себестоимость лечебного процесса.
Свои медцентры уже есть у некоторых крупных компаний. «Росгосстрах» еще до кризиса открыл две клиники в Сыктывкаре и в Твери. С 2002 года создает собственную медицинскую сеть холдинг «Ресо». В Москве уже работает стоматологическая клиника «Добрый доктор» и пять медицинских центров сети MedSwiss, причем пятый, детский, открыт осенью прошлого года, в самый разгар кризиса. Еще одну клинику холдинг намерен открыть в этом году в Санкт-Петербурге. По словам Марины Черноморовой, клиники обслуживают только клиентов «Ресо-гарантии», они полностью загружены, не простаивают даже в кризис. «Со своими клиниками работать действительно проще. Мы всегда можем проконтролировать уровень сервиса, количество и качество услуг, оказанных нашим застрахованным. Что касается тарифов, то мы напрямую не влияем на цено-образование. Клиники создаются как отдельная линия бизнеса, они должны как минимум окупаться, как максимум – приносить прибыль акционерам. Но мы можем быть уверены, что цены в наших медцентрах обоснованы, они не подскочат внезапно на 30–40%, как это бывает со сторонними ЛПУ», – поясняет она.
О планах строительства сети клиник в российских регионах в прошлом году заявлял основной акционер страховой компании «Росно» германский Allianz. Этот проект оценивался в 55–56 млн евро. Причем часть суммы планировалось привлечь от Международной финансовой корпорации (IFC). «Именно из-за дефицита долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений с провайдерами услуг некоторые страховщики ДМС диверсифицируются в медицинский бизнес – крайне сложный, комплексный, ответственный, с огромной психологической нагрузкой. Поэтому, открытая рыночная клиника в холдинге, где есть также и страховая компания, занимающаяся ДМС, – это не вопрос минимизации издержек страховщика, а вопрос диверсификации, качества и эффективности операций. Если компания осуществляет вложения в медицинские активы с целью диверсификации бизнеса, то эффективность этих вложений зависит от условий сделки, уровня ожиданий и профессионализма управляющих», – считает Ольга Степеннова, заместитель гендиректора «Росно».
Другой инвестор в частную медицину – «АльфаСтрахование» – анонсировал проект строительства собственных медцентров еще в 2007 году. Однако реально он стартовал во второй половине прошлого года, когда компания открыла первые две поликлиники в Перми и в Кирове. «Несмотря на кризис, мы продолжаем активно развивать проект. В этом году планируем открыть поликлиники еще в 6–8 городах – Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Ростове, Екатеринбурге, Уфе, Тюмени и Ярославле», – рассказывает заместитель гендиректора «АльфаСтрахования» Андрей Рыжаков. По его словам, общий объем инвестиций в проект составляет порядка $150 млн с учетом уже понесенных затрат.
Повальное увлечение российских страховщиков строительством клиник в разгар кризиса выглядит парадоксально. «Это требует многомиллионных инвестиций. Наш партнер, компания DKV – немецкий страховщик с 80-летним опытом работы в сегменте медицины, открыл в Германии несколько клиник всего пару лет назад. Причем все они работают исключительно в VIP-сегменте», – говорит Александр Май. Средний срок окупаемости подобных проектов даже в благополучные времена эксперты оценивали в 5–10 лет. В условиях кризиса эти сроки почти наверняка увеличатся. А сами клиники могут стать для страховых холдингов, которые и без того испытывают серьезные трудности, дополнительным бременем. В памяти еще свежа история провала сети частных клиник «Цена качество». Старт проекта был многообещающим. За несколько лет в Москве открылись пять поликлиник средней ценовой категории. В перспективе планировалось распространить столичный опыт на регионы и создать сотни поликлиник «нового образца» по всей стране. Однако планам не суждено было сбыться. Сеть развалилась в 2008 году, едва кризис постучался в Россию. По словам экспертов, у владельцев компании возникли проблемы с возвратом кредитов, и они вынуждены были распродавать поликлиники.
Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий